Государственный контроль за экономической концентрацией

Содержание
  1. Как осуществляется контроль за экономической концентрацией на государственном уровне
  2. Основные понятия
  3. Уровни концентрации
  4. Необходимость государственного регулирования
  5. Вмешательство ФАС
  6. Порядок действий антимонопольного органа
  7. Виды контроля
  8. Выводы
  9. Понятие и виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке. Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом
  10. Цель контроля экономической концентрации:
  11. Задача контроля экономической концентрации:
  12. Виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке:
  13. Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом
  14. Государственный контроль за экономической концентрацией
  15. Понятие государственного контроля
  16. Задачи и основания контроля за экономической концентрацией
  17. Предварительный контроль
  18. Последующий контроль

Как осуществляется контроль за экономической концентрацией на государственном уровне

Государственный контроль за экономической концентрацией

Каждое государство самостоятельно устанавливает положения антимонопольного законодательства, закрепляя собственные условия признания компаний монополистами, контроля за юридическими лицами и виды наказания для нарушителей.

Одним из важных параметров в определении доминирующих субъектов в законе является понятие «экономическая концентрация».

Основные понятия

Международные правовые акты установили, что экономическая концентрация – это сделки и иные действия субъектов бизнеса, которые меняют либо могут привести к изменению состояния конкуренции на рынке.

Главным законом, регламентирующим основные положения антимонопольного законодательства в России, является Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

В нем установлено, что:

  1. Антимонопольное законодательство основывается на положениях Конституции, Гражданского кодекса РФ, положениях указов антимонопольного органа, постановлений Правительства РФ и международных актах.
  2. Госконтроль за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке является одним из видов контроля за предпринимательской деятельностью, цель которого – поддерживать конкуренцию на рынке.

Отечественное законодательство закрепило, что экономической концентрацией считают только те действия хозяйствующих субъектов, что уже влияют на конкуренцию.

Следовательно, существуют следующие различия:

  1. В международном праве (Евразийском договоре) рыночной концентрацией могут признать действия, повлиявшие на конкурентное состояние рынка либо же способные его изменить.
  2. Российское законодательство признает таковым только действия, которые уже привели к изменению конкуренции.

Это приводит к различиям в проверке планируемых и уже совершенных сделок, однако ФАС РФ часто игнорирует это положение, запрещая заключать нежелательные соглашения.

В экономике данное понятие воспринимается «в движении», т. е. как определенный вид поведения – накопление ресурсов и расширение своих сфер продаж и влияния с целью достижения позиции монополиста.

В то же время в правовом смысле рыночной концентрацией считаются именно сделки и «иные действия», что дает этому термину более статичную характеристику.

Если в ст. 153 ГК РФ установлена расшифровка понятия «сделка» для частных и юридических лиц, то дефиниция «иных действий» отсутствует.

Практика показывает, что под этим подразумевают:

  • односторонние действия субъекта (злоупотребление своим положением);
  • коллективный (картельный) сговор;
  • координация действий юридического лица в пользу третьих лиц.

В законодательстве также не указано, каким именно должно быть воздействие на экономическую конкуренцию, чтобы нарушителя привлекли к ответственности, – позитивным или негативным.

Уровни концентрации

Мировая экономика практически повсеместно основывается на принципах наращивания капитала и ведения деятельности в конкурентной среде.

Однако некоторые сферы рынка изначально предрасположены к скоплению капитала в одних руках.

В силу естественных причин образуются доминирующие фирмы, которые из-за своего размера и влияния могут воздействовать на остальные компании и рынок в целом.

Независимо от избранного способа измерения в общем выделяют три уровня концентрации рынка: высокий, средний и низкий.

Чтобы экономика продолжала развиваться, большая часть стран запрещает в антимонопольном законодательстве концентрацию производственных сил больше определенного уровня.

Это объясняется тем, что из-за доминирования одной фирмы другие постепенно вытесняются с рынка, а сам монополист может предоставлять менее качественные товары и услуги.

Необходимость государственного регулирования

Проверка и воздействие на сделки хозяйствующих субъектов осуществляются для того, чтобы выполнялись следующие условия:

  1. Сохранялась конкурентная среда, которая, согласно науке экономике и Конституции РФ, является необходимым условием для развития местной и мировой экономики.
  2. Не нарушались права иных субъектов со стороны доминирующих предприятий в данной отрасли (не осуществлялось искусственное завышение цен и т. п.).

В обычных условиях каждый объект экономической концентрации владеет собственным имуществом, благодаря которому ведет деятельность на рынке и заключает соглашения.

Ухудшением конкуренции признаются случаи, когда действия одного объекта ограничивают возможности другого.

Форм изменения такого состояния несколько:

  1. Два и более предприятия заключили договор слияния (присоединения), объединив свои активы.
  2. Отдельный субъект расширил свой имущественный комплекс (материальные и нематериальные активы).
  3. Несколько компаний за закрытыми дверями достигли договоренностей о ведении бизнеса, которые повлияют на остальной рынок (т. н. картельный сговор).

Во всех указанных случаях позиции определенной компании усиливаются, число остальных действующих предприятий на рынке снижается.

Одно или несколько предприятий получают возможность влиять на условия обращения товара на конкретном рынке.

Стремление занять лидирующее положение на рынке (а значит, концентрация производственного капитала в одних руках) является естественным желанием любого субъекта бизнеса.

Цель госконтроля не в том, чтобы ограничивать субъекты в объединении и сделках, а в борьбе с попытками ограничения конкурентной сферы на рынке в целом.

Перечень сделок, подлежащих госконтролю, определен в гл. 7 Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

По умолчанию контроль ведется за теми действиями, которые приводят к ограничению конкуренции.

Под самой концентрацией в экономике понимают то, как распределены все блага между хозяйствующими субъектами («объектами экономической концентрации») в конкретной сфере рынка.

Она может определяться по ряду показателей:

  • объем производства конкретного предприятия и его доля на рынке;
  • организационно-правовая форма компании;
  • структура разделения прав собственности;
  • концентрации потребления или спроса на продукцию и услуги;
  • общая стоимость активов;
  • расположение компании (головной офис и филиалы по стране) и проч.

Основными показателями являются:

  • доля компании на рынке (в РФ монополистами признают тех, кто занимает на рынке больше половины);
  • значения индекса по шкале от 0 до 1 (доли трех или иного количества наиболее крупных компаний суммируются – чем показатель выше к единице, тем выше и концентрация рынка).

Есть исключения из данного правила, касающееся предприятий, доминирование которых является естественным, например:

  • госкомпании, занимающиеся энергетикой и осваивающие ресурсы страны;
  • муниципальные транспортные компании;
  • предприятия, занимающиеся ЖКУ и т. п.

Некоторые виды деятельности нерационально вести сразу ряду лиц, и в целях экономии ресурсов данные услуги оказываются именно одной компанией.

Например, предприятия, отвечающие за водоснабжение, имеют прямой доступ к водопроводам. Будет нелогично и чрезвычайно затратно, если предоставить право всем бизнесменам заниматься такой деятельностью.

Поэтому данные компании принадлежат к «естественным» монополистам (обычно это компании, большая доля акций в которых принадлежит государству).

Вмешательство ФАС

ФАС РФ вмешивается, если в действиях субъекта прослеживаются два признака:

  1. Совершенные им действия негативно влияют на состояние конкуренции;
  2. Стоимость активов у проверяемой организации превышает уровень, установленный в Правительством РФ и ЦБ РФ.

Все субъекты (одна компания или группа юридических лиц, входящих в одно объединение), доля которых на отечественных рынках составляет больше 35%, включаются ФАС в специальный реестр.

Предприятия, состоящие в нем, находятся под особым надзором со стороны антимонопольной службы.

Порядок действий антимонопольного органа

Особое внимание антимонопольная служба уделяет именно крупным компаниям, включенным в реестр монополистов.

Включение в базу данных производится на основании:

  • подготовленного специалистами ведомства аналитического отчета;
  • решения суда.

Начать проверку любого субъекта могут после:

  • поступления заявления в ФАС РФ от госинстанции и иных граждан;
  • по инициативе самой антимонопольной службы.

В первом случае уведомление о совершенных предприятиями нарушениях и попытках ограничить конкуренцию должны направить в течение 45 дней с момента совершения правонарушения.

ФАС РФ интересуют именно сделки и действия компаний, активы которых находятся на территории России.

Контроль ведется также за иностранными организациями, которые поставляют в страну товар на сумму свыше 1 млрд руб.

Чтобы не нарушать закон, сами хозяйствующие субъекты, подписывающие особо крупные договора, должны сделать следующее:

  • заранее получить согласие от ФАС РФ на проведение желаемых действий (реорганизацию, заключение договора и проч.);
  • уведомить антимонопольный орган об уже совершенных действиях или заключенных сделках.

Так, согласие ФАС необходимо, если создаются дочерние компании либо запланировано приобрести больше ½ голосующих долей.

Последнее справедливо в том случае, когда сумма активов всех участников сделки превысила 7 млрд руб. либо же извлекаемый доход больше 10 млрд руб.

Виды контроля

Все контролирующие действия уполномоченной организации по отношению к монополистам можно подразделить на два вида.

К предварительному контролю относят такие процедуры, как:

  • запросы в организацию с целью предоставления требуемой информации (финансовой отчетности, договоров с другими субъектами и т. п.);
  • предоставление ФАС РФ письменных рекомендаций в компании.

Последние касаются изменения положений договоров таким образом, чтобы заключаемые сделки не нарушали антимонопольное законодательство.

Именно одобрение сделки и реорганизации со стороны антимонопольной инстанции и является предварительным этапом госконтроля.

Последующий контроль осуществляется тогда, когда замечания ФАС были проигнорированы либо сделка, нарушающая закон, была заключена.

В этом случае уполномоченный орган может:

  • расторгнуть договор;
  • направить компании предписание, запросив исправить все совершенные ею нарушения в указанные сроки;
  • привлечь нарушителей к административной ответственности.

Таким образом, все действия ФАС РФ осуществляются для того, чтобы проверяемая организация не снижала конкуренцию на рынке и не совершала неправомерных действий.

Выводы

Таким образом, экономическая концентрация является не только научным термином. Это важный показатель, используемый в законодательстве многих стран для регулирования уровня конкуренции.

Если в определенной рыночной сфере обнаружены доминирующие компании, все их действия будут контролироваться ФАС РФ в особом порядке.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Источник: https://investimbiz.ru/kak-osuschestvlyaetsya-kontrol-za-ekonomicheskoy-koncentraciey-na-gosudarstvennom-urovne/

Понятие и виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке. Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом

Государственный контроль за экономической концентрацией

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”).

Рыночная (экономическая) концентрация – сосредоточение экономически значимых признаков или характеристик в собственности незначительного количества хозяйствующих субъектов (единиц), или носителей информации.

Соотнесение теоретического понятия с официальным понятием экономической концентрации помогает уловить вектор применения этого понятия в антимонопольном (конкурентном) праве.

С понятиями объема рынка, доли на рынке, экономической концентрации тесно связано понятие рыночной власти.

Его нет среди легальных определений, но оно используется в доктрине и имеет частое практическое употребление и важное значение в конкурентном регулировании.

Основной формой предупреждения злоупотреблений доминирующим положением, используемой в мировой практике и отечественном антимонопольном законодательстве, является институт контроля экономической концентрации хозяйствующих субъектов.

Помимо пресечения злоупотреблений хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением на рынке в рамках института контроля экономической концентрации существуют и иные формы реализации пресечения, в частности, посредством проведения специальных административных, уголовных расследований или судебного рассмотрения уголовных, административных или гражданских дел о нарушениях антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на рынке, и применение к этим виновным лицам соответствующих мер ответственности, в том числе уголовной, административной, гражданской.

Процедуры контроля экономической концентрации – согласование антимонопольным органом ряда сделок и действий, предусмотренных в гл. 7 Закона о защите конкуренции в соответствии с определенными критериями, указывающими, какие виды сделок и действий и в каких случая подлежат согласованию, а в каких нет.

Цель контроля экономической концентрации:

    • предупреждение возникновения на рынке в результате таких сделок и действий ситуаций, характерных наличием условий и предпосылок к удобному злоупотреблению хозяйствующим субъектами своим доминирующим положением, а также пресечение таких злоупотреблений.

Задача контроля экономической концентрации:

    • недопущение возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке, если это может привести к ограничению или устранению конкуренции.

Однако бывают случаи, когда в силу положительного эффекта и для потребителей, и для экономики в целом появление или усиление доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке может быть оправдано.

В этом случае посредством процедур контроля экономической концентрации реализуется контроль ФАС России в отношении деятельности, поведения данного хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

Согласовывая сделки и действия таких хозяйствующих субъектов, выдавая им при необходимости обязательные для исполнения предписания и контролируя их исполнение, ФАС России тем самым осуществляет контроль поведения данных хозяйствующих субъектов на рынке, предупреждая, а при необходимости пресекая такое поведение, которое угрожает публичным интересам.

Виды государственного контроля за экономической концентрацией на товарном рынке:

    1. предварительный (предшествующий совершению сделки или действия);
    2. последующий (реализуемый после того, как сделка или действие уже совершены).

Предварительный контроль реализуется посредством рассмотрения ходатайства заинтересованного лица о совершении сделки или действия.

В порядке предварительного контроля с предварительного согласия антимонопольного органа совершаются  сделки, указанные ст. 27-29 Закона о защите конкуренции:

    • Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение между субъектами-конкурентами соглашений о совместной деятельности.
    • Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.
    • Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций.

Последующий контроль реализуется посредством рассмотрения уведомления заинтересованного лица о совершенной сделке или действии.

Случаи согласования сделок и действий в порядке последующего контроля определены рядом статей и норм гл. 7 Закона о защите конкуренции, а именно в ч. 2 ст. 27, ч. 2 ст. 28, ч. 2 ст. 29, ст. 31. Анализируя положения данных норм, следует выделить два правовых механизма определения случаев согласования сделок и действий в уведомительном порядке:

1) в соответствии с ч. 2 ст. 27, ч. 2. ст. 28, ч. 2 ст. 29, т.е. действия осуществляются

    • лицами, входящими в одну группу лиц (п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ о защите конкуренции), или
    • с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31, либо
    • если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации;

2) в соответствии со ст. 31:

    • возможность замены предварительного порядка согласования уведомительным, если сделки совершаются внутри группы лиц.

Статья 31 устанавливает возможность замены для хозяйствующих субъектов, обязанных согласовывать свои сделки или действия, предварительного порядка согласования уведомительным, если сделки совершаются внутри группы лиц при соблюдении ими условий, указанных в этой статье. Такое право группам лиц предоставляется Законом о защите конкуренции не просто так, а как бы в обмен на информационную открытость и прозрачность их деятельности в известных пределах. Закон устанавливает: для того чтобы воспользоваться возможностью согласовать свои сделки или действия в уведомительном порядке, а не предварительном, необходимо представить в антимонопольный орган перечень своей группы лиц по установленной форме для последующего размещения в открытом доступе в сети «Интернет» на сайте антимонопольного органа.

Сделки, иные действия, требующие предварительного согласия антимонопольного органа, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия (ч. 1 ст. 31):

    1. сделки, иные действия, указанные в ст. 27-29 Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
    2. перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
    3. перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений антимонопольным органом

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-vidi-gosudarstvennogo-kontrolya-za-ekonomicheskoy-kontsentratsiey-na-tovarnom-rinke-poryadok-rassmotreniya-chodataystv-i-uvedomleniy-antimonopolnim-organom

Государственный контроль за экономической концентрацией

Государственный контроль за экономической концентрацией

Понятие государственного контроля

Задачи и основания контроля за экономической концентрацией

Предварительный контроль

Последующий контроль

Понятие государственного контроля

Понятие экономической концентрации содержится в п. 21 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и подразумевает определенные сделки или деяния со стороны хозяйствующих субъектов (компаний, предприятий), оказывающие существенное влияние на состояние конкуренции.

В результате экономической концентрации происходит увеличение и разрастание компаний, увеличение капиталов и денежных средств, что, в свою очередь, может повлечь усиление преобладания и влияния на рынке некоторых товаров и услуг.

Основными методами предупреждения увеличения власти (доминирования) на рынке являются:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • контроль за экономической концентрацией;
  • проведение специальных административных или уголовных расследований;
  • рассмотрение административных, уголовных или гражданских дел в области нарушения антимонопольного законодательства;
  • применение ответственности к лицам, признанным виновными в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке.

Важно! Учреждением, уполномоченным на контроль за экономической концентрацией от имени РФ, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Гл. 7 закона № 135-ФЗ регулирует процедуру осуществления контроля, то есть указывает на то, какие виды сделок и когда необходимо согласовывать, а какие нет.

Основной целью контроля является:

  1. Предупреждение появления на рынке определенных контрактов, заключение которых может повлечь за собой злоупотребление доминирующим положением.
  2. Недопущение возникновения у компании доминирующего положения.
  3. Пресечение таких деяний с наложением на нарушителей определенной ответственности.

Задачи и основания контроля за экономической концентрацией

Обратите внимание! Основной задачей государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемого антимонопольным органом, является недопущение формирования, появления или усиления доминирующего положения какого-либо предприятия на современном рынке, которое может привести к увеличению или вовсе устранению конкуренции.

За некоторыми видами сделок осуществляется контроль с целью определить, не были ли нарушены требования законодательства, защищающие конкуренцию и ограничивающие монополистическую деятельность

Подробнее об основаниях контроля за экономической концентрацией рассказывается в ст. 27–29 закона № 135. Наиболее важные из них:

  1. Реорганизация компаний:
    • если размер активов организаций при присоединении или слиянии свыше 7 млрд руб.;
    • если сумма прибыли организаций за календарный год при присоединении превышает 10 млрд руб.;
    • если при слиянии финансовых организаций сумма их активов выше, чем указанная в постановлении Правительства РФ от 18.10.2014 № 1072.
  2. Сделки с долями и акциями в ООО и АО соответственно, влекущие для одного покупателя (или группы лиц) серьезное увеличение доли в уставном капитале ООО и, соответственно, появление контрольного пакета акций в АО (подробнее – в ст. 28 закона № 135).
  3. Создание организаций:
    • если сумма активов учредителей, чьи основные средства или непроизводственные активы вошли в уставный капитал, свыше 7 млрд руб.;
    • если общая прибыль учредителей, внесших любое имущество в уставный капитал, за год свыше 10 млрд руб.;
    • если учредителями являются финансовые организации, чьи активы стоят больше, чем установлено в постановлении № 1072.

Иные условия совершения следок с долями прописаны в вышеуказанных статьях.

Предварительный контроль

Антимонопольный орган уполномочен осуществлять несколько видов контроля:

  1. Предварительный, то есть еще до совершения сделки.
  2. Последующий, то есть тот, который реализуется уже после того, как была совершена сделка или действие.

Предварительный контроль исполняется по ходатайству заинтересованного лица с представлением определенного пакета бумаг (ст. 32 закона № 135-ФЗ). После поступления надлежащего пакета документов антимонопольный орган проверяет их достоверность в течение 10 дней. При несоответствии бумаг требуемому списку ФАС уведомляет об этом заявителя.

Важно! Срок, отведенный уполномоченному ведомству на принятие решения о согласии на контролируемую сделку, составляет 30 дней с даты поступления соответствующего заявления (ст. 33 закона № 135-ФЗ).

Результатом рассмотрения документов может стать решение:

  • об удовлетворении ходатайства;
  • удовлетворении с одновременной выдачей предписания об обеспечении конкуренции;
  • продлении срока рассмотрения заявления;
  • отказе.

Обратите внимание! Предварительное получение согласия на подлежащую контролю сделку — общее правило, исключением из которого являются ситуации, когда допустимо последующее уведомление ФАС и, соответственно, последующий контроль.

Последующий контроль

Последующий контроль применяется в отношении группы лиц, понятие которой дано в п. 1 ч. 1 ст. 9 закона № 135. По условиям ст. 31 закона № 135-ФЗ последующее уведомление допустимо при совпадении следующих условий:

  1. Сделка совершается группой лиц.
  2. Список лиц, входящих в такую группу, по утвержденной ФАС форме был представлен в антимонопольный орган не позднее чем за 1 месяц до осуществления действий или совершения сделок.
  3. Список лиц, представленный в ведомство, на момент совершения сделки остался неизменным.

Важно! П. 3 указанной статьи регламентирует срок, в течение которого лица, заинтересованные в определенной сделке, обязаны уведомить ФАС, — 45 дней после даты ее совершения. Одновременно с уведомлением необходимо подать пакет бумаг, указанных в ч. 5 ст. 32 закона № 135-ФЗ.

После рассмотрения уведомления ФАС может оформить предписание о необходимости осуществления действий, направленных на обеспечение стабильности конкуренции (в том случае, если проверяемая сделка может привести к ее ограничению или возникновению господствующего положения). 

***

Таким образом, для участников гражданского оборота государственный контроль за экономической концентрацией означает необходимость просить согласия ФАС России на сделку либо уведомлять ФАС о совершении данной сделки.

К сделкам, подлежащим контролю за экономической концентрацией, относятся создание и реорганизация юридических лиц, приобретение долей в уставном капитале / акций, при которых объединяется крупный капитал и/или возникает преимущество во влиянии участника ООО / акционера.

Источник: https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/gosudarstvennyj_kontrol_za_ekonomicheskoj_koncentraciej/

Ваш адвокат
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: